«Я хотела показать внутренний хаос»: интервью с Екатериной Жингель

Екатерина Жингель родилась в маленьком городе Нея Костромской области, закончила факультет журналистики МГУ, училась в «Свободных мастерских», сейчас живет и работает в Лондоне. Основным медиумом, с которым работает автор, является концептуальная фотография. Регина Филимонова специально для АртУзла пообщалась с художницей и фотографом Екатериной Жингель о ее творческом пути, любимых кадрах, случаях из работы с моделями и персональной выставке в ММОМА.

Текст: Регина Филимонова

В начале творческого пути…

Я начала использовать фотографию как выражение эмоций и мыслей. Много экспериментировала с концепциями, формами и моделями. В итоге я ушла от перфекционизма в сторону нарочито неаккуратной обработки снимков. Для меня главное в моих изображениях – это концепция.

Я много работала над тем, чтобы не было…

«Особенного» состояния, в котором я фотографирую. Раньше я могла творить только в определённом настроении. Что-то в жизни случится – и я работаю, мне было необходимо выразить свои эмоции, зависимость от внешних обстоятельств. А в хорошем настроении не хотелось ничего придумывать! Теперь идеи ко мне приходят всегда, чаще всего – под музыку.

Треки, под которые создавались многие работы…

Thom Yorke – Hearing damage

Placebo – Devil in the Details

Placebo - Blue American

Thom Yorke – rabbit in your headlights

Как проходит процесс создания фотографии…

Каждая маленькая идея становится большой в моем блокноте для эскизов. Я совсем не рисующий человек, поэтому в моем несимпатичном блокноте со страшными картинками рождаются схематичные наброски кадра: как фото будет выглядеть, где будет стоять модель, что нужно для каждого конкретного снимка. Далее я ищу модель, например, в последних сериях для меня позировал муж. Результат всегда непредсказуемый, иногда в самом процессе съемки мы отходим от первоначальной задумки или дома, при редактировании, я переосмысливаю идею. В этом и есть главный интерес, ведь никогда не знаешь, что получится. Бывают фотографии, которые через 5 минут после создания оказываются у меня в социальных сетях, а есть серии, которые я переснимала годами. Модели смеются, когда я зову их переснимать фотографии 2019 года!

Первое, что говорю своей модели…

Это «Возможно, наша фотография не войдет в серию». Во время учебы  в «Свободных мастерских» у нас были лекции Антонио Джеуза и он сказал: «Не бойтесь переделывать работы!». После его совета я стала переделывать все свои серии по много-много раз. Я создаю «Do you need a hand?» уже 4 года, потому что постоянно заменяю одну фотографию другой.

Вспоминая одну из самых необычных съемок…

Для одного снимка я хотела физически склеить кожу на руках у двух человек и думала делать это реальным клеем. И вот, во время съемки мы заметили, что на коже остаются следы-ожоги от клея. Они быстро прошли, никто не пострадал, но запомнилось надолго! В итоге клей мы заменили  на обычную маску для лица – оказалось, она создает тот же самый эффект склейки, только более фотогеничный и без вреда для кожи. Спасибо моим терпеливым моделям!

Все мои фотографии для меня как дети…

Я их нежно люблю и за каждую болит сердце. И если говорить о выборе нескольких самых любимых кадров, то он дается непросто. Первая, которая мне пришла в голову, это фотография с кроликом из 2013 года, один из первых экспериментов. Очень люблю фотографии из серии «Сними меня на фоне». Снимок №5 сделан в моем родном военном городке. Я там выросла, но не была несколько лет, – и меня уже никто не узнает, место живет своей жизнью Эта серия про то, что ты присутствуешь в пространстве, но не оставляешь никакого следа, и ничто не докажет, что ты тут был, кроме фотографий и воспоминаний. Последняя из трех принадлежит серии “Do you need a hand?” называется «Legs». Она меня вдохновила на то, чтобы я продолжала работать уже в другом видении и в другом направлении.

Фотографию можно увидеть на выставке в ММОМА

Фотографию можно увидеть на выставке в ММОМА

Камера стала тем инструментом, через который я провожу концепции…

Если бы я умела что-то другое делать, допустим, рисовать, то я бы рисовала. Если бы я умела делать живые перфомансы, я бы делала классные живые перфомансы. Но так как я умею фотографировать, то именно камера помогает реализовывать мои идеи. Сейчас я обучаюсь 3D графике, пока, правда, далека от идеала. Однако если я научусь, то это станет дополнительным инструментом для раскрытия задумок. В фотографии ты зависишь от фона, модели и света, я же хочу попробовать более свободное творчество. Стать независимой именно от нашей реальности. Все равно самой главной остается концепция — она больше всего интересует во всем процессе.

На выставке в ММОМА будут…

Две серии фотографий, несколько скульптур и пара моих видео. Про «Сними меня на фоне» я уже рассказала, а «Do you need a hand?» создавалась в тот же период. Первоначально я вдохновилась фантазией о нелинейности времени. Это когда время идет не от прошлого к будущему, а все происходит в один момент. Мне кажется, это похоже на то, что происходит с нами, когда человек испытывает очень сильные эмоции, но не может их выразить. Все происходит в голове, а тело остается замороженным. Этот внутренний хаос я и хотела показать в своем проекте.

Выставка Екатерины Жингель «[бес]конечность» проходит до 17 марта 2024 по адресу: г. Москва, Гоголевский бульвар, д. 10, залы ШСИ.